"Омский СоюзДорНИИ" - Интеллектуальные системы развивающихся стран представят на московском ITS-конгрессе
Главная / Интеллектуальные системы развивающихся стран представят на московском ITS-конгрессе

Интеллектуальные системы развивающихся стран представят на московском ITS-конгрессе

В 2015 году представители стран СНГ, ШОС и БРИКС соберутся в Москве на первом российском Конгрессе по интеллектуальным транспортным системам (Intelligent Transport System). Международный форум пройдет под эгидой Министерства транспорта РФ и ассоциации «ИТС России» в конце 2015 года.

«В планах России - стать новым мировым центром развития ITS, который объединит рынки развивающихся стран. Это позволит интегрировать транспортные системы государств-партнеров в единые «умные» морские, наземные и воздушные коридоры», - отметил Владимир Крючков, глава ассоциации «ИТС Россия».

Мировыми лидерами по внедрению интеллектуальных транспортных систем на сегодняшний день являются США, Европа и Япония. Согласно планам Минтранса России наша страна должна использовать свое выгодное географическое положение между Востоком и Западом для создания нового центра передовых информационных проектов в сфере транспорта. Заинтересованность в этом также выразили представители стран Таможенного союза, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР.

«Благодаря развитию ИТС в экономике появляется возможность для создания новых рынков. Любому бизнесу интересно проявить себя и утвердиться в новых сегментах. Создается пространство для развития проектов, которые обеспечивают «умными» технологиями коридоры для транзита фур, популярные туристические маршруты», - подчеркнул глава Росавтодора Роман Старовойт. По мнению экспертов, при транспортировке грузов стоимостью в несколько миллионов долларов логистические компании остро нуждаются в сервисах на базе интеллектуальных транспортных систем. Международное сотрудничество позволит развивать рынки B2B и создавать технологии для расчетов перевозок с учетом всех необходимых факторов – объезда пробок, негативных метеоусловий, центров отдыха  водителей и сервисного обслуживания транспорта.

СПРАВКА
Целями создания ИТС в дорожной отрасли являются обеспечение безопасности дорожного движения, повышение грузооборота, повышение пассажирооборота, сокращение эксплуатационных затрат на содержание автомобильных дорог, повышение комфорта пользователей.

Интеллектуальные транспортные системы могут способствовать развитию предпринимательской активности в области автоматизированных систем метеорологического обеспечения; автоматизированных систем обнаружения ДТП и оповещения об аварийных ситуациях; систем и социальных сервисов для информирования в реальном времени о дорожной обстановке, доступных услугах и придорожных сервисах, парковках; интеграция с технологиями информирования пассажиров о маршрутах движения на различных видах транспорта и различные мультисервисные платформы для оптимизации транспортных цепочек.

ИТС является эффективным механизмом для решения ряда типичных дорожных проблем. Например, как в случае с транспортным обслуживанием порта в Новороссийске. В предыдущие годы осенью на подъезде к нему отмечалось регулярное скопление пробок из грузовых машин, которые стремятся на погрузку экспортируемого зерна. Очереди неупорядочены, информации о работе порта нет, поэтому водители теряют до нескольких дней в режиме ожидания передачи груза на корабль. Появление информационных сервисов ликвидирует эти неудобства и сократит издержки логистических и транспортных компаний.

За счёт применения автоматизированной системы метеорологического обеспечения достигается снижение прямых затрат на зимнее содержание дорог, так как уменьшается расход противогололедных и горюче-смазочных материалов на 10-25%, более эффективно используется техника и рабочая сила. Одновременно достигается общехозяйственный эффект за счет снижения количества ДТП и пострадавших в них, увеличения средней скорости движения и сокращения сроков доставки грузов. Кроме того, повышается эффективность информирования пользователей автодорог о сложных погодных ситуациях (туманы, метели, снегопады), режимах движения и возможных путях объезда посредством сайтов в сети «Интернет» и дорожных знаков с переменной информацией, управляемых непосредственно аналитическими подсистемами дорожных метеосистем. В настоящее время на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения Российской Федерации установлено 513 станций автоматизированной системы метеорологического обеспечения и 612 систем видеонаблюдения. При этом общая протяженность охватываемых дорог составляет 15 772,5 км. В перспективе до 2020 года планируется установить дополнительно около 530 объединенных метеостанций (метео + видео). По состоянию на 01.01.2014 всего на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения установлено 984 пункта учета интенсивности дорожного движения.

Коридор «Петербург – Хельсинки»
«Умные» транспортные коридоры интегрируют трассы на территории разных регионов (и соседних государств) в единую транспортную цепь. Готовясь к поездке в соседнюю страну, водитель может в онлайн-режиме узнать время в пути и возможные маршруты своей поездки.
25 сентября 2014 года Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и Финским дорожным агентством по поручению международной рабочей группы по транспорту Россия – Финляндия подготовлено и подписано соглашение об информационном обмене данными, в котором определены параметры и характер информации, используемой для обеспечения сервисов ИТС на международном транспортном коридоре Санкт-Петербург – Хельсинки.

Обмен производится следующими данными: данные от дорожных метеостанций; данные о дорожных работах; информация о дорожных происшествиях; информация о движении транспортного потока. В стадии реализации находятся сервисы по получению пользователями информации на едином для пользователей двух стран портале в реальном времени о дорожном движении, о времени ожидания при пересечении границы, платёжных сервисах и иной информации для путешествующих.

В рамках «умного» транспортного коридора Петербург – Хельсинки компания «Цезарь Сателлит» (коммерческий оператор спутниковых систем) совместно с некоммерческим партнерством «Содействие развитию навигационных спутниковых систем» (НП «ГЛОНАСС ») успешно провела испытания системы экстренного реагирования при аварии «ЭРА ГЛОНАСС» и ее взаимодействия с европейской системой eCall. Причем поддержка пользователей производилась из диспетчерских центров в Финляндии и в России на русском, английском и финском языках. 

Эффективность
Стоимость проектов зависит от конкретной технологической «начинки», необходимой для их реализации. При этом экономический эффект от результатов эксплуатации «умных» дорог перекрывает все первоначальные инвестиции. На примере таких магистралей, как Дублер Курортного проспекта в Сочи или КАД Санкт-Петербурга можно сделать вывод, что внедрение инноваций не приводит к значительному увеличению сметных расчетов.

Внедрение систем ИТС позволяет увеличить фактическую скорость транспортных потоков с 30-40 км/ч до 60-80 км/ч. Благодаря этому в разы увеличивается количество перевезенных грузов и пассажиров, что дает новый импульс развитию экономики. За счет оперативного информирования пользователей, например, при сильных снегопадах и гололеде, повышается безопасность дорожного движения. Снижение смертности на дорогах с ИТС достигает 70-80%. Кроме  того, государственные службы получают возможность экономии средств на расходовании топлива, реагентов, дорожных материалов при обслуживании магистрали за счет тщательного контроля за работой подрядчиков и координации действий в соответствии с реальной обстановкой на трассах.

Нормативная база
В настоящее время разработка предложений в законодательство ведется в рамках Экспертного совета по интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Первичные предложения со стороны Росавтодора, ассоциации «ИТС Россия» и других участников процесса должны быть представлены в Министерство транспорта уже в феврале 2015 года. В настоящее время за создание нормативной базы по ИТС в России отвечает специально созданный при Росстандарте технический комитет ТК 057 ИТС. Общее количество тем, представленных в плане разработки национальных стандартов ТК 057, составляет 28. Федеральное дорожное агентство со своей стороны до 2020 года планирует разработку более 15 стандартов и 20 отраслевых методических документов. Однако, для понимания масштаба предстоящей работы следует отметить, что тех же стандартов ИСО по ИТС насчитывается несколько сотен.

Подробнее - http://rosavtodor.ru/activity/157/387/14250.html